Друзья, если вы накатались вдоволь на трамваях, фуникулерах и метро Стамбула пришла пора пересесть на автобусы в Стамбуле.
Предупреждаю сразу – опция так себе и практически не имеет смысла. Разве что, вы не послушались друзей и блогеров и выбрали для жилья «аутентичный район».
Но мы с вами таки засветимся в салоне стамбульских автобусов, узнаем их маршруты, график работы и нюансы по оплате проезда.
Больше и веселее про Стамбул в наших гидах и путеводителе Стамбул за 36 часов. Ну и не забудьте карты для телефона и вашего душевного равновесия.
По автобусам!
Что за автобусы в Стамбуле
Более 4000 машин, 800 маршрутов и не менее 10 000 остановок. Вы все еще не потеряли веру в свои силы? Тогда продолжим.
Автобусный парк базируется на марках Mercedes и MAN (местной сборки) и турецких BMC и Otokar.
Интересны 2-х этажные автобусы маршрутов 76D, 16D, E-59 и т.д. Такой себе копеечный аттракцион с шикарным обзором с верхней палубы.
Оплата проезда
Для оплаты проезда на вход работает только передняя дверь. Средняя и задняя для выхода.
Зашел в 1-ю дверь, приложил Истанбулкард к валидатору рядом с водителем, если зеленый свет и улыбка водителя – проходи по салону. Стоимость проезда такая же как и в метро и трамваях.
Если же нет – пора кричать «люди добрые». Но не с целью пожаловаться, а попросить кого-то заплатить за вас в обмен на кэш. Но, лучше, такого не допускать.
Именно поэтому автобусы могут долго стоять на остановках, пока все вошедшие не оплатят проезд.
Нумерация маршрутов
Цифры, буквы, буквы и цифры – вам вряд ли что-то расскажут.
К примеру, от причала Юськюдар идет с 10-к маршрутов под №15 и разными буквами. Доехать до дворца Бейлербей можно на 5-6 из них, а вот к мечети Бююк Чамлыджа только на 1-м.
В общем, одинаковая цифра в нумерации может нам подсказать только об общей точке старта этих маршрутов.
Помимо нумерации на фронтальном табло есть также название конечных и промежуточных остановок. Это лучшие подсказки для вас, помимо советов Google Maps.
Учтите, если вы не заглянули автобусу в глаза, то рассчитывать на дублирование инфы на боковом и заднем стекле автобуса не приходится. Хотя, кое-где, номера светятся.
График работы и движения
Основные маршруты работают с 06:00 примерно до 22:00. Кто-то сдается чуть раньше, кто-то может поездить до 23:30.
Но в целом, рассчитывайте, что после 22:00 автобусы вас не выручат.
Также нужно знать о расписании выбранного вами маршрута заранее. Ведь, довольно часто, разбег между соседними рейсами может достигать 1 часа! Но в целом это 15-20 минут.
Проверить расписание можно на официальном сайте iett.istanbul Тут же схема маршрута и остановки. Просто вбиваете нужный вам номер в окошко.
Как узнать нужный вам номер? Google Maps вам в помощь.
Учтите, что автобусы не имеют выделенной полосы движения, поэтому, как и все стоят в пробках, что сказывается на их расписании.
Часы пик в Стамбуле 8.00-10.00 и 17.00-20.00
Помочь вам спланировать маршрут должны электронные стенды на крупных остановках. Они бывают вертикальные (большие) и горизонтальные (маленькие).
Информация на них носит рекомендательный характер. Слепо им доверять не стоит, как и полагаться на их пунктуальность.
Автобусные автостанции
Несмотря на хаос в нумерации и количество маршрутов, в автобусной сети Стамбула есть свои закономерности. К примеру, наличие автостанций – конечных по городу.
Расположены они в узловых центрах и часто завязаны на основные линии паромов.
Самые крупные автостанции:
- Бешикташ
- Харбие
- Эминеню
- Юськюдар
- Кадикей
С этих конечных автобусы ходят радиальными маршрутами, возвращаясь в исходное.
Тобишь, часто бывает так, что добраться без пересадки в этом узловом центре куда-то просто невозможно.
Внутри салона
Чтобы не пропустить свою остановку пристально следите за мониторами внутри салона. Также ласкать слух вам будет турецкий женский голос, объявляющий остановки.
Чтобы подать знак водителю о вашей остановке – жмите красную кнопку на поручне. И да, если нажали ее возле средней двери, то и открыть он может только среднюю дверь!
Ну, а если хотите остановить автобус снаружи, то лучше махнуть ему рукой, чтобы не просквозил мимо вас.
По дороге, если есть возможность присесть – присядьте или держитесь за поручни. Водители автобусов в Стамбуле те еще лихачи, играются комбинацией «клавиш» газ-тормоз на свое усмотрение.
А какой же это водитель, если он не поддаст газу в крутом повороте на трассе. Аблы сыплются пачками на потеху водилы.
В некоторых составах в салоне есть зарядки USB. Если не нашли на поручне, то гляньте на стены.
Долмуши
Это особый вид транспорта класса «маршрутка» рассчитанный на 20+ человек. С турецкого переводится как полный, поэтому не удивляйтесь, что люди могут даже свисать из открытой двери.
Цель таких маршрутов – собрать людей по району и привезти их станции метро или метробуса.
Оплата проезда кэшем в салоне в зависимости от количества остановок, но в целом 12-13 лир.
Если хотите экстрима или идти сил нет, то можно проехаться, но, на самом деле, это адский ад:
- Водитель набивает свою машину по максимуму – пощады не ждите
- Стиль вождения наплевательский – хочу гоню, хочу торможу и не мешайте мне говорить по телефону
- Остановки у каждого столба. Посадка-высадка ничем не регламентирована
- График движения по наполняемости, что довольно долго
В общем, такой вид поездок не для девочек.
Если вы видите очередь на долмуш (кстати и Метробас), то чаще это те, кто ждет, чтобы занять сидячее место. Стоя можно лезть в обход них.
Друзья, по колесному транспорту у меня все. Автобусы в Стамбуле мы разобрали, а на очереди загадочные и ужасные Метробусы. Вы со мной?
Домашнее задание:
- Сколько стоит поездка в Стамбул?
- Трамвай Т1 — почему он очень важен?
- Гиды по Стамбулу — что нам с того?
Отличного вам визита!
С уважением, Виктор Коровин!
Если вам понравилась статья, поделитесь ей, где считаете нужным!