Как разобраться с общественным транспортом в Стамбуле. Гайд для туриста

Среди самых крупных городов мира Стамбул занимает 6-ю строчку (Москва 10-ю) вслед за монстрами Шанхаем, Дели и Токио.

Не мудрено, что общественный транспорт Стамбула вездесущ, а его карта больше похожа на электрическую схему. Наземный и подземный транспорт, паромы, загадочные метробусы, фуникулеры и даже канатные дороги.

Понять и простить Стамбул за его масштабы, а также разобраться в маршрутах городского транспорта мы с вами сумеем всего за 1 статью.

Кому долго читать лень — короткий текст про транспорт в Стамбуле для туристов.

А наш путеводитель Стамбул за 36 часов и серия гидов переведут город на ваш родной язык и не дадут пропасть на чужбине.

Стамбул за 36 часов

Стамбул-80-е-годы

История развития транспорта Стамбула

Не буду давить фактами из Википедии, но понять, что до 2000 года здесь был хаос и венгерские Икарусы из моего детства вы просто обязаны.

Тогда вы поймете тот гигантский рывок, который совершил Стамбул всего за 20 лет в области общественного транспорта.

  • 1837г. – через Босфор начинают бегать первые паромы
  • 1875г. – открыт первый (в Европе) подземный фуникулер Tunel. Перевозки по городу на трамваях, запряженных лошадьми.
  • 1914г. – в Стамбуле появляются первые электрические трамваи
  • 1926г. – в Стамбуле курсируют аж 4 автобуса в 1942-м их стало 9
  • 1961—1984гг. – стамбульцы катались на троллейбусах
  • 1989г. – в строю укороченная версия ветки метро М1
  • 2002г. – в городе аж 2 ветки метро М1 и М2 (не в сегодняшнем виде)
  • 2012г. – открыта 1-я ветка метро М4 на азиатской стороне.

Да чего далеко ходить. Вот карта метро всего лишь 5 лет назад:

Карта метро Стамбула за 2017 год

Сегодня в 2024-м в Стамбуле все как у людей и даже круче, чем во многих столицах Европы:

  • 10 веток метро (5 на подходе) и 5 видов трамваев
  • фуникулеры и поезда под Босфором
  • электронная система оплаты всего транспорта Стамбула при помощи Истанбулкард

Впечатляет, правда? Но и население то города на месте не стоит:

Рост населения Стамбула

Виды транспорта Стамбула

Перечислим их все здесь, а разбираться с ними подробней будем в отдельных статьях.

  1. Легкое метро М1 – пользовалась спросом из-за аэропорта Ататюрка: а теперь полезна разве, чтобы добраться на автовокзал Otogar. Большинство остановок наземные.
  2. Метро М2 — M11 – настоящее подземное метро и, кроме М2, достаточно современное. Про метро Стамбула.
  3. Скоростные трамваи Т1, Т4, Т5 — напоминают открытое метро. Исторические трамвай Т2, Т3. Про трамваи Стамбула.
  4. Фуникулеры F1, F2, F4 – подземные и F3 выполнен в виде наземного монорельса.  2 Канатная дорога TF1 и TF2. Про фуникулеры Стамбула.
  5. Метробус – автобусный заменитель линии метро. Длинный автобус, который ходят по выделенной полосе в центре проезжей части. Что за метробусы?
  6. Мармарай - подземно-подводный электропоезд, соединяющий станции на европейской и азиатской части под Босфором.
  7. Паромы – исторические вид транспорта для Стамбула, соединяющий 2 берега по воде.
  8. Автобусы — несмотря на пробки в часы пик, именно автобусы незаменимы, если хочется избежать пересадок. Про автобусы Стамбула.
  9. Долмуши — небольшие маршрутки, принимающие наличку и курсирующие к метро/от метро вне туристического центра города.

Вот карта метро Стамбула на 2024 год.

  • Более детальный оригинал гляньте на официальном сайте metro.istanbul.
  • Еще один официальный сайт колесного транспорта iett.istanbul

Карта-метро-Стамбула-2023

График работы

Основной график работы скоростных трамваев, метро, автобусов, фуникулеров, Мармарая и основной линии парома Кадикей-Эминеню с 06:00 до 00:00.

В остальном есть вариации:

  1. Туристические трамваи Т2 и Т3 — с 07:00 до 21:30
  2. Фуникулер F2 Tunel – 07:00 – 22:45
  3. Канатные дороги с 08:00 до 20:00 (TF2 до 23:00)
  4. Паромные линии до 21:00-22:00
  5. Метробус – круглосуточно

Учтите, что полночь – это время, когда, по традиции, карета превращается в тыкву, а трамвай/метро прибывает на финальную остановку.

Тобишь мимо вашей остановки последний состав может пройти чуть раньше.

График работы метро Стамбула

Ночной транспорт

  • Несколько видов автобусов (их расписание здесь) каждые день
  • Метробус каждые день
  • Основные линии метро (только в пятницу и субботу) график на сайте
  • Мармарай в пятницу и субботу последний поезд с конечно в 01:20

С 00:30 до 05:30 оплата проезда по 2-му тарифу.

Ну а проще в ночное время пользоваться такси. Дороги свободны, как и большая часть авто.

Ночного тарифа в такси нет! Чего еще нет в такси Стамбула и как не попасть на деньги читайте здесь.

Ночные рейсы Мармарай по выходным

Оплата проезда

Весь транспорт Стамбула, кроме долмушей, оплачивается при помощи Истанбулкард или разовых билетов. Никакого кэша!

В этом заработала оплата проезда турецкими бесконтактными банковскими картами Mastercard. Когда так смогут рассчитывать туристы, мне пока не известно.

Истанбулкардпополняемая карта для проезда в общественном транспорте в духе Подорожника и Тройки:

  • 70 лир — стоимость самой карты
  • 17.70 лир – цена проезд в трамвае, автобусе, метро
  • 23-33 лир – цена проезда на пароме, Мармарай, Метробусе

Можно купить 1 карту и оплачивать ей проезд за несколько человек.

Покупка Истанбулкард в Стамбуле

Но учтите, что лимит пополнения 1 карты 500 лир в месяц. При активном использовании на семью 1-й карты может не хватить.

Так же рекомендую покупать карты подальше от самых туристических районов, так как там они имеют тенденцию заканчиваться.

Оплата проезда есть 2-х типов:

  • При проходе через турникет: метро, трамвай, Метробус, Мармарай, паром, фуникулер
  • Внутри салона: автобус, исторические трамваи

Проход через турникет в Стамбуле

Пересадки и переходы

На 1-й взгляд, цена проезда в Стамбуле кажется недорогой 18-25 лиры (55-75 рублей) за 1 поездку. Но! В Стамбуле оплачивается отдельно каждая пересадка! Даже в метро!

Тобишь, перепрыгнули с ветки М1 на М2 и заплатили 2 раза по 18 лир. Бесплатны только пересадки на той же линии в разные стороны.

Пересадочный узел

И будьте внимательны на пересадочных узлах (Yenikapi, Mecidiyekoy, Uskudar) и заходите на свою ветку метро или Мармарай. Выйти назад бесплатно не выйдет!

Кстати, на станции Yenikapi и найти выход на улицу еще надо постараться.

Основные переходы находятся под землей. Часто они совмещены сразу с подземными переходами для пешеходов.

Подземные переходы в Стамбуле

Основными подземными переходами для туристов являются переходы в районе Галатского моста на станциях Эминеню и Каракей.

Есть варианты перебежать их поверху (довольно стрессовые), либо побродить под землей. Там следите за указателями и не потеряетесь.

Подземный-переход-под-Галатским-мостом

Какие ветки строятся?

В отличие от многих городов, строительство метро и трамваев в Стамбуле не сбавляет темпов.

Министерство Транспорта Стамбула открывает не только новые станции, но и целые ветки метрополитена.

Что нас заинтересует?

  • Трамвай Т6 – интересный проект, которые соединит ж.д. вокзал Сиркеджи с районом Казлычешме, что возле стены Константинополя, вдоль побережья. Интеграция с трамваем Т1 и Мармарай + красивые маршрут с видом на море. Ждем в 2024-м году.
  • Ветка метро М7 – в 2024-м году она наконец выйдет к морю в районе станции Кабаташ: трамвай Т1 и паромы.
  • Метро М11ветка из аэропорта, которая уже в январе 2024-го уперлась в станцию Гайреттепе, а ее другой конец пронзит аэропорт и выйдет на конечную Халкалы уже в 2024-м.
  • Метро М12, М14 – 2 новые ветки на азиатской стороне малоинтересная туристам

Трамвай Т1

Друзья, общественный транспорт Стамбула мы разобрали. Более мелкие нюансы и подсказки смотрите в отдельных статьях!

За новинками в нашу группу в Телеграме. А если остались какие вопросы – пишите их в комментариях.

Отличных вам поездок по Стамбулу!

Домашнее задание:

  1. Сколько стоит поездка в Стамбул?
  2. 1-й раз в Стамбул — что нужно знать?
  3. Гиды по Стамбулу — что нам с того?

Отличного вам визита!

С уважением, Виктор Коровин!

Если вам понравилась статья, поделитесь ей, где считаете нужным!

Виктор Коровин

Законченный оптимист и неисправимый оптимизатор. Научу видеть, а не смотреть, любить, а не лайкать.

Оцените автора
Сами в Стамбул
Добавить комментарий