Среди самых крупных городов мира Стамбул занимает 6-ю строчку (Москва 10-ю) вслед за монстрами Шанхаем, Дели и Токио.
Не мудрено, что общественный транспорт Стамбула вездесущ, а его карта больше похожа на электрическую схему. Наземный и подземный транспорт, паромы, загадочные метробусы, фуникулеры и даже канатные дороги.
Понять и простить Стамбул за его масштабы, а также разобраться в маршрутах городского транспорта мы с вами сумеем всего за 1 статью.
Кому долго читать лень — короткий текст про транспорт в Стамбуле для туристов.
А наш путеводитель Стамбул за 36 часов и серия гидов переведут город на ваш родной язык и не дадут пропасть на чужбине.
История развития транспорта Стамбула
Не буду давить фактами из Википедии, но понять, что до 2000 года здесь был хаос и венгерские Икарусы из моего детства вы просто обязаны.
Тогда вы поймете тот гигантский рывок, который совершил Стамбул всего за 20 лет в области общественного транспорта.
- 1837г. – через Босфор начинают бегать первые паромы
- 1875г. – открыт первый (в Европе) подземный фуникулер Tunel. Перевозки по городу на трамваях, запряженных лошадьми.
- 1914г. – в Стамбуле появляются первые электрические трамваи
- 1926г. – в Стамбуле курсируют аж 4 автобуса в 1942-м их стало 9
- 1961—1984гг. – стамбульцы катались на троллейбусах
- 1989г. – в строю укороченная версия ветки метро М1
- 2002г. – в городе аж 2 ветки метро М1 и М2 (не в сегодняшнем виде)
- 2012г. – открыта 1-я ветка метро М4 на азиатской стороне.
Да чего далеко ходить. Вот карта метро всего лишь 5 лет назад:
Сегодня в 2023-м в Стамбуле все как у людей и даже круче, чем во многих столицах Европы:
- 10 веток метро (5 на подходе) и 5 видов трамваев
- фуникулеры и поезда под Босфором
- электронная система оплаты всего транспорта Стамбула при помощи Истанбулкард
Впечатляет, правда? Но и население то города на месте не стоит:
Виды транспорта Стамбула
Перечислим их все здесь, а разбираться с ними подробней будем в отдельных статьях.
- Легкое метро М1 – пользовалась спросом из-за аэропорта Ататюрка: а теперь полезна разве, чтобы добраться на автовокзал Otogar. Большинство остановок наземные.
- Метро М2 — M11 – настоящее подземное метро и, кроме М2, достаточно современное. Про метро Стамбула.
- Скоростные трамваи Т1, Т4, Т5 — напоминают открытое метро. Исторические трамвай Т2, Т3. Про трамваи Стамбула.
- Фуникулеры F1, F2, F4 – подземные и F3 выполнен в виде наземного монорельса. 2 Канатная дорога TF1 и TF2. Про фуникулеры Стамбула.
- Метробус – автобусный заменитель линии метро. Длинный автобус, который ходят по выделенной полосе в центре проезжей части. Что за метробусы?
- Мармарай - подземно-подводный электропоезд, соединяющий станции на европейской и азиатской части под Босфором.
- Паромы – исторические вид транспорта для Стамбула, соединяющий 2 берега по воде.
- Автобусы — несмотря на пробки в часы пик, именно автобусы незаменимы, если хочется избежать пересадок. Про автобусы Стамбула.
- Долмуши — небольшие маршрутки, принимающие наличку и курсирующие к метро/от метро вне туристического центра города.
Вот карта метро Стамбула на 2023 год.
- Более детальный оригинал гляньте на официальном сайте metro.istanbul.
- Еще один официальный сайт колесного транспорта iett.istanbul
График работы
Основной график работы скоростных трамваев, метро, автобусов, фуникулеров, Мармарая и основной линии парома Кадикей-Эминеню с 06:00 до 00:00.
В остальном есть вариации:
- Туристические трамваи Т2 и Т3 — с 07:00 до 21:30
- Фуникулер F2 Tunel – 07:00 – 22:45
- Канатные дороги с 08:00 до 20:00 (TF2 до 23:00)
- Паромные линии до 21:00-22:00
- Метробус – круглосуточно
Учтите, что полночь – это время, когда, по традиции, карета превращается в тыкву, а трамвай/метро прибывает на финальную остановку.
Тобишь мимо вашей остановки последний состав может пройти чуть раньше.
Ночной транспорт
- Несколько видов автобусов (их расписание здесь) каждые день
- Метробус каждые день
- Основные линии метро (только в пятницу и субботу) график на сайте
- Мармарай в пятницу и субботу последний поезд с конечно в 01:20
С 00:30 до 05:30 оплата проезда по 2-му тарифу.
Ну а проще в ночное время пользоваться такси. Дороги свободны, как и большая часть авто.
Ночного тарифа в такси нет! Чего еще нет в такси Стамбула и как не попасть на деньги читайте здесь.
Оплата проезда
Весь транспорт Стамбула, кроме долмушей, оплачивается при помощи Истанбулкард или разовых билетов. Никакого кэша!
В этом заработала оплата проезда турецкими бесконтактными банковскими картами Mastercard. Когда так смогут рассчитывать туристы, мне пока не известно.
Истанбулкард – пополняемая карта для проезда в общественном транспорте в духе Подорожника и Тройки:
- 70 лир — стоимость самой карты
- 15 лир – цена проезд в трамвае, автобусе, метро
- 23-30 лир – цена проезда на пароме, Мармарай, Метробусе
Можно купить 1 карту и оплачивать ей проезд за несколько человек.
Но учтите, что лимит пополнения 1 карты 500 лир в месяц. При активном использовании на семью 1-й карты может не хватить.
Так же рекомендую покупать карты подальше от самых туристических районов, так как там они имеют тенденцию заканчиваться.
Оплата проезда есть 2-х типов:
- При проходе через турникет: метро, трамвай, Метробус, Мармарай, паром, фуникулер
- Внутри салона: автобус, исторические трамваи
Пересадки и переходы
На 1-й взгляд, цена проезда в Стамбуле кажется недорогой 15-23 лиры (50-80 рублей) за 1 поездку. Но! В Стамбуле оплачивается отдельно каждая пересадка! Даже в метро!
Тобишь, перепрыгнули с ветки М1 на М2 и заплатили 2 раза по 15 лир. Бесплатны только пересадки на той же линии в разные стороны.
И будьте внимательны на пересадочных узлах (Yenikapi, Mecidiyekoy, Uskudar) и заходите на свою ветку метро или Мармарай. Выйти назад бесплатно не выйдет!
Кстати, на станции Yenikapi и найти выход на улицу еще надо постараться.
Основные переходы находятся под землей. Часто они совмещены сразу с подземными переходами для пешеходов.
Основными подземными переходами для туристов являются переходы в районе Галатского моста на станциях Эминеню и Каракей.
Есть варианты перебежать их поверху (довольно стрессовые), либо побродить под землей. Там следите за указателями и не потеряетесь.
Какие ветки строятся?
В отличие от многих городов, строительство метро и трамваев в Стамбуле не сбавляет темпов.
Министерство Транспорта Стамбула открывает не только новые станции, но и целые ветки метрополитена.
Что нас заинтересует?
- Трамвай Т6 – интересный проект, которые соединит ж.д. вокзал Сиркеджи с районом Казлычешме, что возле стены Константинополя, вдоль побережья. Интеграция с трамваем Т1 и Мармарай + красивые маршрут с видом на море. Ждем в 2024-м году.
- Ветка метро М7 – в 2024-м году она наконец выйдет к морю в районе станции Кабаташ: трамвай Т1 и паромы.
- Метро М11 – ветка из аэропорта, которая уже в конце 2023год должна упереться в станцию Гайреттепе, а ее другой конец пронзит аэропорт и выйдет на конечную Халкалы уже в 2024-м. Там же конечная станции ветки Мармарай.
- Метро М12, М14 – 2 новые ветки на азиатской стороне малоинтересная туристам
Друзья, общественный транспорт Стамбула мы разобрали. Более мелкие нюансы и подсказки смотрите в отдельных статьях!
За новинками в нашу группу в Телеграме. А если остались какие вопросы – пишите их в комментариях.
Отличных вам поездок по Стамбулу!
Домашнее задание:
- Сколько стоит поездка в Стамбул?
- 1-й раз в Стамбул — что нужно знать?
- Гиды по Стамбулу — что нам с того?
Отличного вам визита!
С уважением, Виктор Коровин!
Если вам понравилась статья, поделитесь ей, где считаете нужным!