Мармарай это не метро! Как в Стамбуле попасть из Европы в Азию под Босфором

В Стамбуле есть все! Метро, автобусы, паромы и современная система оплаты – все как у людей.

Но кроме него 2 берега Азию и Европу соединить некому, поэтому и был запущен проект Мармарай Стамбул под Босфором.

Что за Marmaray, почему это не метро, сколько стоит проезд и как пользоваться его схемой. Все разберем по порядку.

 Ведь Мармарай не нужен разве, что тем, кто купил наш гид по центру Стамбула или решил отсидеться в одном из ресторанов или баре в лучших тусовочных районах города.

Стамбул за 36 часов

Вход в Мармарай

Зачем все это?

Транспорт в Стамбуле с начала 21-го века развивался семимильными шагами. Каждый приезд в Стамбул я узнавал о новых паромных линиях, а карта маршрутов трамваев и метро стала напоминать электрическую схему.

Но вот кто отвезет вас на другой берег? Метро и автобусы этим не занимаются!

  • Паромы c 1851 года
  • Метробусы с 2011 года

И вот в 2013-м году с исторического вокзала Сиркеджи, откуда отправлялся великолепный «Восточный Экспресс», отправился 1-я состав Мармарая на азиатский берег до станции Юськюдар.

Вагоны-Мармарай

Мармарай – это не метро

Marmara (Марморное море) ray (рельс) – это монорельс, повышенной вместимости, который способен ежедневно доставлять 1.5 млн. пассажиров под Босфором из Европы в Азию. Такой себе шелковый путь 21-го века.

До 2013 года это был отдельный проект, соединяющий 2 станции Sirkeci и Uskudar по обе стороны Босфора. Часть пути проходит в тоннеле под проливом на глубине 60м.

Первые-остановки-Мармарай-под-Босфором

До 2019-му к ним добавили еще 3 станции, где можно было пересесть на ветки метро М1, М2 и М4

После 2022-го гусеница превратилась в бабочку. К перемычке под Босфором добавили 38 наземных станций от 2-х бывших линий электричек в Азии и Европе B1 и В2.

На сегодня линия Мармарай длинной 77 км насчитывает 43 станции и доставит вас с одной окраины Стамбула на другую менее, чем за 2 часа.

Электрички управляются не муниципалитетом, как метро, а министерством ж.д. TCDD. Также некоторые станции Gebze, Pendik, Sogutlucesme и Bakirkoy делят пути с поездами дальнего следования.

Мармарай и поезда на одной станции

Зачем Мармарай туристам?

То, что Marmaray местным чуть ли не жизнь спасает – это мы оставим. А что нам то с него?

  1. Самый быстрый способ попасть из Европы в Азию. Если вы окопались в районе станции Sirkeci, то попасть в районы Юськюдар и Кадикей для вас также легко, как съесть шаурму.
  2. Можно попасть на вокзал Söğütlüçeşme откуда отходят поезда на Анкару, Конью и в Эскишехир.
  3. Доставит на причалы Yenikapi или Pendik, откуда отправляются паромы IDO в Бурсу, Ялову, Бандырму и острова в Мраморном море.
  4. Просто увидеть многоликий Стамбул, проехав его с востока на запад. Ведь кроме 5 подземных станций 38 остальных наземные. Ни проблем с трафиком, ни с недостатком видовых окон.

Внутри-вагона-Мармарай

График работы

Узелок на память! Стандартное время работы с 6:00 до 00:00, но есть нюансы

  1. Обязательно гляньте в расписании нужную вам станцию. Последний поезд может уходить куда раньше
  2. По пятницам и субботам поезда ходят примерно до 02:00
  3. Поезда, обычно, через 1 ходят по всему маршруту Gebze-Halkali и центральной части Pendik – Atakoy. Какой из них приходит на перрон видно на табло и слышно по громкоговорителю.
  4. Обычный интервал движения 7-8 минут. Но после 22:00 он увеличивается.

Ночные-поезда-и-остановки

На перроне желтыми стрелками отмечено, где будут находится двери по приезду состава. Также есть разметка для поезда с 5-ю вагонами (встречаются очень редко) и 10-ю.

Двери открываются сами. Никакие ручки дёргать не нужно. А не проехать остановку вам поможет диктор и телеэкраны.

Информационное-табло-в-составе-Мармарай

Оплата проезда

Оплатить проезд можно как Istanbulkart, так и разовыми проездными. Цена такова:

  • Istanbulkart – зависит от количества станций от вас до конечной в среднем 30-35 лир
  • Разовые билеты – списывается сразу 3 поездки, тобишь 1 билет на 3 Pass за 1 поездку

Цены на проезд в Мармарай 2024

Для местных и туристов с ВНЖ
... оплата берется в зависимости от количества остановок, поэтому они прикладывают карту на входе и на выходе (аппараты стоят в стороне). Туристам такие фокусы не к чему.

И учтите, если зашли и вышли на той же станции, деньги за проезд не вернут. Зато пересесть на состав в другую сторону (ну, вдруг, промахнулись) можно бесплатно.

Возврат средства на Мармарай

Станции ветки Мармарай

Зазубривать все 43 станции смысла нет. Туристам пригодятся не больше 10-ка названий.

На европейской стороне:

  • Küçükçekmece – одноименное озеро и городской пляж Menekşe
  • Florya Akvaryum – стамбульский Аквариум и классный шопинг молл
  • Yeşilköy – городские пляжи
  • Zeytinburnu – шубы, кожа и все такое
  • Yenikapı – паромный причал дальнего следования
  • Sirkeci – кассы ж.д. вокзала и близость района Султанахмет

Вся линия Мармарай и 43 станции

На азиатской стороне:

  • Üsküdar – паромный причал
  • Söğütlüçeşme – конечная поездов из Анкары
  • Feneryolu – прогулочный район Фенербахче
  • Bostanci – паромы на Принцевы острова
  • Pendik – паромы в Ялову

Последние поезда Мармарай с каждой станции

Что с поездами?

В Стамбуле до сих пор живы 2 исторических ж.д. вокзала:

  • Sirkeci (1890г.) — на европейской стороне, как стартовая точка для известного «Восточного Экспресса»
  • Haydarpasa (1906г.) — на азиатской стороне для ж.д. линии Стамбул-Багдад

Ни тот ни другой сегодня не функционируют и рассматриваются больше как музейные экспонаты и места киносъемок.

Вокзал Сиркеджи

На Сиркеджи открыт бесплатный музей. А вот Хайдарпаша никак не сбросит с себя строительные леса.

Вместо них:

  • в Азии функционирует вокзал на Söğütlüçeşme для скоростных поездов по Турции
  • в Европе Halkali – буквально для одного поезда в сторону Болгарии и Румынии.

Haydarpasa в Азии

Какие планы?

На самом деле, Мармарай и тоннель для него – не единственный под Босфором. Помимо него:

  • с 2016 года функционирует автодорожный тоннель Евразия (недалеко от Мармарая) на 14.6 км
  • с 2015 года строится, но еще не введен в строй Большой Стамбульский тоннель на 6.5 км для пассажирских поездов и автомобилей (между 2-мя Стамбульскими мостами).

Большой тоннель Стамбула

Что интересно, что ни один из 3-х проектов не предполагает грузовых железнодорожных перевозок! Тобишь никаких из Европы в Азию в крупных масштабах.

Зачем оно надо? А это вам пусть англичане объяснят зачем они прорыли тоннель 40 км под Ламаншем и пустили там грузовые поезда.

С этим вопросом я вас и оставлю один на один. До встречи в Стамбуле!

Домашнее задание:

  1. Сколько стоит поездка в Стамбул?
  2. Истанбулкард для пассажиров — че-почем в 2024?
  3. Гиды по Стамбулу — что нам с того?

Отличного вам визита!

С уважением, Виктор Коровин!

Если вам понравилась статья, поделитесь ей, где считаете нужным!

Виктор Коровин

Законченный оптимист и неисправимый оптимизатор. Научу видеть, а не смотреть, любить, а не лайкать.

Оцените автора
Сами в Стамбул
Добавить комментарий