В Стамбуле есть все! Метро, автобусы, паромы и современная система оплаты – все как у людей.
Но кроме него 2 берега Азию и Европу соединить некому, поэтому и был запущен проект Мармарай Стамбул под Босфором.
Что за Marmaray, почему это не метро, сколько стоит проезд и как пользоваться его схемой. Все разберем по порядку.
Ведь Мармарай не нужен разве, что тем, кто купил наш гид по центру Стамбула или решил отсидеться в одном из ресторанов или баре в лучших тусовочных районах города.
Зачем все это?
Транспорт в Стамбуле с начала 21-го века развивался семимильными шагами. Каждый приезд в Стамбул я узнавал о новых паромных линиях, а карта маршрутов трамваев и метро стала напоминать электрическую схему.
Но вот кто отвезет вас на другой берег? Метро и автобусы этим не занимаются!
- Паромы c 1851 года
- Метробусы с 2011 года
И вот в 2013-м году с исторического вокзала Сиркеджи, откуда отправлялся великолепный «Восточный Экспресс», отправился 1-я состав Мармарая на азиатский берег до станции Юськюдар.
Мармарай – это не метро
Marmara (Марморное море) ray (рельс) – это монорельс, повышенной вместимости, который способен ежедневно доставлять 1.5 млн. пассажиров под Босфором из Европы в Азию. Такой себе шелковый путь 21-го века.
До 2013 года это был отдельный проект, соединяющий 2 станции Sirkeci и Uskudar по обе стороны Босфора. Часть пути проходит в тоннеле под проливом на глубине 60м.
До 2019-му к ним добавили еще 3 станции, где можно было пересесть на ветки метро М1, М2 и М4
После 2022-го гусеница превратилась в бабочку. К перемычке под Босфором добавили 38 наземных станций от 2-х бывших линий электричек в Азии и Европе B1 и В2.
На сегодня линия Мармарай длинной 77 км насчитывает 43 станции и доставит вас с одной окраины Стамбула на другую менее, чем за 2 часа.
Электрички управляются не муниципалитетом, как метро, а министерством ж.д. TCDD. Также некоторые станции Gebze, Pendik, Sogutlucesme и Bakirkoy делят пути с поездами дальнего следования.
Зачем Мармарай туристам?
То, что Marmaray местным чуть ли не жизнь спасает – это мы оставим. А что нам то с него?
- Самый быстрый способ попасть из Европы в Азию. Если вы окопались в районе станции Sirkeci, то попасть в районы Юськюдар и Кадикей для вас также легко, как съесть шаурму.
- Можно попасть на вокзал Söğütlüçeşme откуда отходят поезда на Анкару, Конью и в Эскишехир.
- Доставит на причалы Yenikapi или Pendik, откуда отправляются паромы IDO в Бурсу, Ялову, Бандырму и острова в Мраморном море.
- Просто увидеть многоликий Стамбул, проехав его с востока на запад. Ведь кроме 5 подземных станций 38 остальных наземные. Ни проблем с трафиком, ни с недостатком видовых окон.
График работы
Узелок на память! Стандартное время работы с 6:00 до 00:00, но есть нюансы
- Обязательно гляньте в расписании нужную вам станцию. Последний поезд может уходить куда раньше
- По пятницам и субботам поезда ходят примерно до 02:00
- Поезда, обычно, через 1 ходят по всему маршруту Gebze-Halkali и центральной части Pendik – Atakoy. Какой из них приходит на перрон видно на табло и слышно по громкоговорителю.
- Обычный интервал движения 7-8 минут. Но после 22:00 он увеличивается.
На перроне желтыми стрелками отмечено, где будут находится двери по приезду состава. Также есть разметка для поезда с 5-ю вагонами (встречаются очень редко) и 10-ю.
Двери открываются сами. Никакие ручки дёргать не нужно. А не проехать остановку вам поможет диктор и телеэкраны.
- Карту маршрута можно скачать здесь
- Официальный сайт тут (турецкий VPN)
Оплата проезда
Оплатить проезд можно как Istanbulkart, так и разовыми проездными. Цена такова:
- Istanbulkart – зависит от количества станций от вас до конечной в среднем 30-35 лир
- Разовые билеты – списывается сразу 3 поездки, тобишь 1 билет на 3 Pass за 1 поездку
И учтите, если зашли и вышли на той же станции, деньги за проезд не вернут. Зато пересесть на состав в другую сторону (ну, вдруг, промахнулись) можно бесплатно.
Станции ветки Мармарай
Зазубривать все 43 станции смысла нет. Туристам пригодятся не больше 10-ка названий.
На европейской стороне:
- Küçükçekmece – одноименное озеро и городской пляж Menekşe
- Florya Akvaryum – стамбульский Аквариум и классный шопинг молл
- Yeşilköy – городские пляжи
- Zeytinburnu – шубы, кожа и все такое
- Yenikapı – паромный причал дальнего следования
- Sirkeci – кассы ж.д. вокзала и близость района Султанахмет
На азиатской стороне:
- Üsküdar – паромный причал
- Söğütlüçeşme – конечная поездов из Анкары
- Feneryolu – прогулочный район Фенербахче
- Bostanci – паромы на Принцевы острова
- Pendik – паромы в Ялову
Что с поездами?
В Стамбуле до сих пор живы 2 исторических ж.д. вокзала:
- Sirkeci (1890г.) — на европейской стороне, как стартовая точка для известного «Восточного Экспресса»
- Haydarpasa (1906г.) — на азиатской стороне для ж.д. линии Стамбул-Багдад
Ни тот ни другой сегодня не функционируют и рассматриваются больше как музейные экспонаты и места киносъемок.
На Сиркеджи открыт бесплатный музей. А вот Хайдарпаша никак не сбросит с себя строительные леса.
Вместо них:
- в Азии функционирует вокзал на Söğütlüçeşme для скоростных поездов по Турции
- в Европе Halkali – буквально для одного поезда в сторону Болгарии и Румынии.
Какие планы?
На самом деле, Мармарай и тоннель для него – не единственный под Босфором. Помимо него:
- с 2016 года функционирует автодорожный тоннель Евразия (недалеко от Мармарая) на 14.6 км
- с 2015 года строится, но еще не введен в строй Большой Стамбульский тоннель на 6.5 км для пассажирских поездов и автомобилей (между 2-мя Стамбульскими мостами).
Что интересно, что ни один из 3-х проектов не предполагает грузовых железнодорожных перевозок! Тобишь никаких из Европы в Азию в крупных масштабах.
Зачем оно надо? А это вам пусть англичане объяснят зачем они прорыли тоннель 40 км под Ламаншем и пустили там грузовые поезда.
С этим вопросом я вас и оставлю один на один. До встречи в Стамбуле!
Домашнее задание:
- Сколько стоит поездка в Стамбул?
- Истанбулкард для пассажиров — че-почем в 2024?
- Гиды по Стамбулу — что нам с того?
Отличного вам визита!
С уважением, Виктор Коровин!
Если вам понравилась статья, поделитесь ей, где считаете нужным!