Закрывать глаза на транспортную систему Стамбула получится только первые пару дней. Дальше так жить и путешествовать будет невозможно.
Сегодня разберем трамваи в Стамбуле: остановки, карты и схемы, как ими пользоваться и оплачивать проезд.
Несколько статей по теме:
- Весь общественный транспорт Стамбула
- Истанбулкард и как платить за проезд
- Транспорт Стамбула на пальцах
Познавать же сам город вам поможет наш путеводитель «Стамбул за 36 часов» и гиды по кухне, ресторанам, барам и хамамам.
А мы начнем.
С чего все начиналось
Стамбул был не 1-м городом, в котором на улицах ожили трамвайный линии. До него были Нью-Йорк, Париж и Лондон.
- В 1869г. в Стамбуле открылась 1-я линия Топхане – Ортакей на лошадиной тяге.
- К 1872г. их стало 4.
- В 1912г. электрический двигатель пришел на смену крестьянской лошадке
- 1966г. поставил трамвайную историю на паузу. Их сменили троллейбусы в надежде разгрузить пробки
- В 1990г. ностальгический трамвайчик по улице Истикляль возобновляет трамвайную историю Стамбула.
Выделяются деньги, прокладываются пути, закупаются подвижные составы. Стамбул растет как на дрожжах, а вместе с ним развивается и общественный транспорт.
Над трамваями практически не властны пробки (но им приходится стоять на светофорах), так как у них выделенные полосы для движения.
Трамваи в Стамбуле сегодня
Сегодня на 2024 год в городе трудится 5 трамвайных линий:
- Т1 – современный низкопольный трамвай «а-ля метро», связывающий исторический центр Стамбула с другими его главными достопримечательностями. Самый популярный среди туристов маршрут.
- Т2 – тот самый ностальгический трамвайчик, который в дань старине, до сих пор выглядит, как 100 лет назад.
- Т3 – еще один ретро-трамвай, но уже на азиатской стороне в районе Кадикей
- Т4 – не современный подвижный состав (в этом году начали обновлять), который очень похож на линию метро М1, как составами, так и остановками. Из 22 остановок 7 у него подземные.
- Т5 – самый новый маршрут с современными низкопольными составами «а-ля метро» вдоль пролива Золотой Рог.
Вот с этим набором маршрутов мы и разберемся. Ниже карта трамваев Стамбула.
В лучше разрешении можно скачать с официального сайте metro.istanbul
Трамвай Т1
Даже, если вы забудете про все остальные маршруты, это простительно. Но карту-схему этого трамвая нужно знать на зубок!
Ведь в центре города у него, что не станция, то остановка возле достопримечательности.
- В 1992г. – открылась 1-я участок линии Сиркеджи-Аксарай
- В 2005г. – трамвай перебрался через Галатский мост
- В 2011г. – ветка родилась в сегодняшнем виде
И учтите еще.
Трамвай важен не только, как способ добраться к достопримечательностям, но и как ключевая ветка для пересадок на другие важные виды транспорта:
- трамваи Т4 и Т5,
- метро М1 и М2,
- фуникулеры F1 и F2
- Метробас
- Мармарай
Achtung! Не только местные часто называют трамвай Т1 метро, но и многие указатели именуют его буквой М-метро. Так что четко следите за указателями.
Весь маршрут:
- 31 станция
- 19 км
- 62 минуты между конечными
Вам нужно хорошо ориентироваться лишь на участке Laleli – Kabatas, а это всего 11 остановок.
Я не буду подробно останавливаться на всех них, лучше откройте наши метки к картам Organic Maps и все поймете.
Ну а станции Sultanahmet, Eminonu, Karakoy и Kabatas вы должны учить на ночь.
Трамвай Т2
Ретро-трамвай на улице Истикляль, который бегает между площадью Таксим и Галатской башней. Не редко он становится героем памятных фотоснимков туристов.
Нагрузка у него больше развлекательная. Движется он медленно, подавая сигнал каждую секунду, чтобы разогнать толпы прохожих по пути.
Старинный деревянный вагончик образца 1915г. вновь стал бегать по улице Истикляль в 1990г., после 30-ти летнего забвения.
Весь маршрут:
- 5 остановок
- 6 км
- 10 минуты между конечными
Трамвай Т3
Еще один ретро-трамвай малой вместимости и, как и Т2, состоящий из 1-го вагона. Но это маршрут проложен по азиатской части между причалами Кадикей и пешеходным районом Мода.
Можно просто прокатиться по кругу (маршрут кольцевой), а можно спешиться на одной из обозначенных остановок.
Линия была открыта в 2003 году и практически повторяет старинную линию маршрута №20
Весь маршрут:
- 11 остановок
- 6 км
- 20 минуты между конечными
Трамвай Т4
Рабочая лошадка и палочка-выручалочка для местных жителей. Его составы уносят пассажиров вдаль нетуристического Стамбула со станции Топкапы.
Интерес могут представлять разве что его первые 4 остановки для тех, кто изучает стены Константинополя или тем, кто от скуки любит кататься на общественном транспорте.
Маршрут был открыт в 2007 году и продлен до сегодняшних размеров в 2009-м. Состав подходит под определение «легкое метро», т.к. почти половина его станций подземные.
Весь маршрут:
- 22 остановок
- 15 км
- 45 минуты между конечными
Трамвай Т5
Еще один современный трамвай и, также как Т1, представляющий интерес для туристов.
Прежде всего, он понадобится тем, кто захочет посетить канатную дорогу и смотровую на холме Пьера Лотти, районы Балат и Фенер, набережную пролива Золотой Рог.
Строительство начали в 2016г. и в 2021-м был открыт основной маршрут. 30 августа 2023 года линию дотянули до остановки Еминеню, где теперь есть пересадочный пункт с трамвая Т1.
Так что теперь поток туристов может легко добраться до упомянутых выше туристических мест в этом районе Стамбула.
Весь маршрут:
- 22 остановок
- 15 км
- 45 минуты между конечными
Время работы и оплата проезда
Нужно различать 2 вида маршрутов трамваем: для пассажироперевозок и развлечения
- Т1, Т4 и Т5 функционируют, как и метро, с 06:00 до 00:00. Интервал движения зависит от времени суток 5-10 минут. После 21:00 темп интервал движения неприятно растет.
- Т2 и Т3 с 07:00 до 21:00 интервал движения 20 и 10 минут соответственно
Оплата проезда в Т1, Т4 и Т5, как и в метро, производится при проходе через турникет. Прошли через него и ждете на остановке подвижный состав.
Из статьи про Истанбулкард, вы знаете, что каждая пересадка в Стамбуле оплачивается отдельно. Но пересаживаться по 1 линии трамвая можно бесплатно.
Если вы, к примеру, сели не в ту сторону, то вышли из состава и перешли на другую сторону перрона и сели в трамвай в противоположном направлении.
Тот же фокус с метро, Мармарай и Метробусом. В общем, где есть турникеты.
Практически всегда перрон находится посредине за редким исключением, как на станциях Эминеню, Гранд Базар и Султанахмет. Тут придется перебежать через пути.
В трамваях Т2 и Т3, как и в автобусах, оплата проезда внутри салоны через аппарат при водителе.
Учтите, что в ретро-трамваях Т2 и Т3 вам придется забираться по ступенькам в салон, что не совсем просто для инвалидов и пенсионеров.
Чуть не забыл. Остановки в городских трамваях (кроме Т2 и Т3) объявляют по трансляции и дублируют надписями в салоне.
Друзья, с трамваями я закончил, впереди нас ждут метро, фуникулеры, автобусы, а также Мармарай и Метробас.
Если остались вопросы – пишите их в комментариях.
И четких вам пересадок!
Домашнее задание:
- Сколько стоит поездка в Стамбул?
- 1-й раз в Стамбул — что нужно знать?
- Гиды по Стамбулу — что нам с того?
Отличного вам визита!
С уважением, Виктор Коровин!
Если вам понравилась статья, поделитесь ей, где считаете нужным!
Вчера ехал на т1, то не обьявляли остановки и на табло не было информации.
Ориентировался по гугл карте
Это лучший способ)