В отличие от других городов метро в Стамбуле особого значения для туриста не играет. Разве, что как способ добраться из аэропорта.
Ну или, если вы не сняли себе отель в районе «А как нам отсюда добраться в центр»?
Чтобы этого не произошло, читайте статьи на блогах Сами в Крым и Сами в Стамбул, пользуйтесь нашими гидами и не стесняйтесь обращаться за помощью.
Разберем сколько линий метро в Стамбуле, куда они ведут и какие из них могут пригодится гостям Стамбула. Ветки, станции, пересадки и лайфхаки, чтобы ориентироваться в метро лучше местных.
Погнали!
- Метро сегодня
- Оплата проезда и пересадки
- Действующие линии метро
- М1а-М1в красная ветка
- М2 зеленая ветка
- M3 голубая ветка (ни о чем)
- М4 малиновая ветка
- М5 фиолетовая ветка
- М6 коричневая ветка (ни о чем)
- М7 розовая ветка
- М8 синяя ветка (ни о чем)
- M9 желтая ветка (ни о чем)
- М11 сиреневая ветка
- Как ориентироваться в метро?
- Что еще интересного в метро Стамбула?
Метро сегодня
Строительство новых станций и веток в Стамбуле не замирает ни на день. Прямо сейчас строится 4 новых ветки и продлеваются старые.
А ведь всего 20 лет назад в Стамбуле было 2 ветки метро и менее 20 станций.
Сегодня Стамбул пронизан подземными тоннелями насквозь и это не предел. 140 станций в строю и 50 еще на подходе. Берегись Лондон (170 станций) и суетись Москва (257).
Актуальную схему метрополитена Стамбула можно скачать на официальном сайте metro.istanbul Там же схема новых веток, которые войдут в строй в 2024—2025 годах.
Метрополитен Стамбула работает с 6:00 до 00:00. В пятницу и субботу главные ветки открыты круглосуточно, но рейсы примерно 1 раз в 30 минут. Подробней здесь.
Оплата проезда и пересадки
Оплата проезда осуществляется при помощи Истанбулкард (вариант «Тройки», «Подорожника») или разовых проездных билетов. Цены на билеты смотрите здесь.
Приложили карту к турникету (с правой руки), услышали одобрительный звук и смело прошли через него.
Напомню, что в Стамбуле оплачивается каждая пересадка. Никаких 60, 90, 100 минут и бесплатных пересадок внутри метрополитена.
Вышел из М1 и сел в М2, заплатил и за М1, и за М2. Автобусы, паромы, трамваи аналогично.
График движения составов зависит от номера линии, времени суток и дня недели. Но в целом, график движение каждые 5-6 минут.
Действующие линии метро
Коротко и ясно пробежимся по актуальным линиям метрополитена в Стамбуле. Упомянем лишь самое важное и отметим главные остановки на каждой ветке.
М1а-М1в красная ветка
1-я ветка метро в Стамбуле, которая соединяет конечную станцию Yenikapi (недалеко от Аксарая), автовокзал Otogar и бывший аэропорт имени Ататюрка.
После закрытия аэропорта интересна лишь главным автовокзалом Стамбула в районе Esenler. После разделяется на 2 ветки, но это интересно только местным жителям.
Составы там реально old school. Никакой интерактивщины. Чем-то напоминают метро Парижа.
- 1989г – открытие
- Европа
- Легкое метро (часть станций наземные)
- 13 станций М1А и 20 станций М1В
Интересные остановки:
- Otogar — главный автовокзал
- Kocatepe — аквариум Sea Life, ТЦ Фору, Ikea
- Aksaray — старый рынок, район Лалели
- Yenikapi — пересадка на М2, Мармарай и паромы IDO
М2 зеленая ветка
2-я и довольно старенькая ветка метро Стамбула. Но сегодня она имеет самое большое значение для туристов.
- 1994г – открытие
- Европа
- 16 станций
Интересные остановки:
- 4.Levent — стамбульский Манхеттен и смотровая на небоскребе Saphire
- Mecidiyekoy — узловой центр, пересадки на М11 в аэропорт.
- Taksim — фуникулер к Босфору, старт прогулки по Истикляль
- Sishane — Галатская башня, фуникулер Tunel, прогулки по Истикляль
- Halic — открытая видовая станция на метромосту.
- Yenikapi — пересадка на М1, Мармарай, паромы IDO
M3 голубая ветка (ни о чем)
М4 малиновая ветка
Главная ветка азиатской части метрополитена. Стала интересно прежде всего, после ее продления до аэропорта Сабиха Гекчен.
В остальном больше полезна местным жителям.
- 2012г. – открытие
- Азия
- 23 станций
Интересные остановки:
- Kadikoy — набережная, причал паромов и тусовочный район
- Ayrilik Cesmesi — пересадка на Мармарай
- SAW — остановка в аэропорту
М5 фиолетовая ветка
2-я и довольно старенькая ветка метро Стамбула, но которая, на сегодня, играет большую роль в перемещении туристов по городу.
- 2017г. – открытие
- Азия
- 1-я автоматическая линия в Стамбуле (без водителя)
- 16 станций
Обратите внимание, что автоматические составы продублированы 2-мя дверьми на перроне.
Интересные остановки:
- Uskudar — набережная, паромный причал, конечная автобусов
- Fistikagaci — пешеходная прогулка в район Кузгунджук
- Kisikli — пешеходная прогулка на холмы Бююк и Кучук Чамлыджа
М6 коричневая ветка (ни о чем)
М7 розовая ветка
Современная ветка метро с преобладанием наземных станций без водителя. Пролегает в далеком от центра районе, но на сегодня интересна, для пересадки на ветку М11 в аэропорт.
- 2020г. – открытие
- Европа
- Полностью автоматическая
- 17 станций
Интересные остановки:
- Mecidiyekoy — пересадка на М2 и метробас
- Kagithane — пересадка на М11
- Alibeykoy — пересадка на трамвай Т5 (Золотой Рог) и еще один автовокзал Алибекёй.
М8 синяя ветка (ни о чем)
M9 желтая ветка (ни о чем)
М11 сиреневая ветка
Долгожданная ветка метро в Новый аэропорт
- 2023г. – открытие
- Европа
- Самое быстрое метро в Европе
- 7 станций
- Интересные остановки: Kagithane стартовая точка вашей поездки в аэропорт.
Как ориентироваться в метро?
Метро в Стамбуле комфортное и современное: минимум рекламы, лифты и эскалаторы, в вагонах есть кондиционеры.
Под землей довольно легко ориентироваться в отличие от европейских собратьев.
В 9 случаях из 10 перрон находится посредине. То есть пересесть на поезд в обратном направлении — раз плюнуть.
Указатели направлений продублированы на уровне головы, а также прямо на полу.
Выходы из метро пронумерованы. Каждый номер выведет вас в определенный район или улицу, о которой будет указано в списке.
Удобно, что на картах Organic Maps также большая часть выходов пронумерованы прямо на картах. Поэтому выйти туда куда надо довольно просто.
Метро почти всегда совмещено с подземными переходами. Сразу видно на какую сторону вам выходить из под земли.
Остановки в метро Стамбула имеют или цветовую сигнализацию, или современный монитор (кроме М1). К тому же они дублируются громкой связью.
Но, все равно, лучше не зеваться и в телефон не залипать, чтобы не проехать нужную остановку.
Время до следующего состава высвечивается на самом перроне, а также по ходу к нему.
Чтобы вы знали, что вам делать "бежать сломя голову" или «дрейфовать в потоке».
Что еще интересного в метро Стамбула?
Несмотря на то, что станции в метро не самые глубокие в мире, спуск к ним может реально затянуться.
Серия эскалаторов с переходами между ними наводит на мысль "когда это все закончится"? И да, здесь принято стоять с правой стороны. Левая для скороходов.
Двери в метро закрываются и открываются сами. Поэтому, если вы опоздали и дверь закрылась перед носом, нет смысла жать на кнопку — дверь уже не откроется.
А стоять перед посадкой нужно по обе стороны от желтой полосы. Зато вы всегда знаете, где остановится состав.
В метро и на трамвайных остановках стоят автоматы с довольно дешевой водой и снеками. Иногда оплатить можно только картой и копеечками.
В Мармарае, почему то, таких аппаратов нет.
Помимо этого, в метро часто встречаются туалеты (оплата Истанбулкард или монеткой в 1 лиру), а в новых состав даже есть зарядки USB.
Ну и на последок, на узловых станциях не проходите мимо кофеен Kahve Dunyasi.
Это реально самый вкусный кофе (как по мне) по вменяемым ценам. Чая у них, правда, нет.
Надеюсь метро Стамбула стало для вас почти родным. Если остались вопросы, то пишите их в комментариях или в нашей группе в Телеграме.
Быстрых вам перемещений по Стамбулу!
Домашнее задание:
- Сколько стоит поездка в Стамбул?
- Общественный транспорт Стамбула
- Гиды по Стамбулу — что нам с того?
Отличного вам визита!
С уважением, Виктор Коровин!
Если вам понравилась статья, поделитесь ей, где считаете нужным!