Длинное серое чудо-юдо с гармошкой, что это? Нет, это не крокодил Гена, а современные Метробусы в Стамбуле – скоростные автобусы, пущенные в дело в 2007 году.
Туристической нагрузки они не несут, но их удобно использовать, если вам понадобится перебраться из Европы в Азию по 1-му Босфорскому мосту.
Нужно ли вам это или нет, зависит от глубины погружения в изучение достопримечательностей Стамбула.
Хотя наш путеводитель Стамбул за 36 часов и дополняющие его гиды, сосредоточены на главных туристических районах, сделать шаг в сторону никто не запрещал!
Ну а мы, после того как узнали про основной транспорт Стамбула, займемся метробусами и глянем, что же у них от метро, а что от автобусов.
Что такое метробус?
Это колесное чудо техники, напоминающее длинный автобус с гармошкой, но заменяющий кольцевую линию метро.
Почему не пустили метро?
- Из-за сложностей со строительством путей на Босфорском мосту
- Наличие готового дорожного полотна аж до западной окраины Стамбула в районе Бейлюкдюзу
Вот и носится это недометро на колесах по выделенной в центре трассы полосе (кроме моста через Босфор) с неимоверной для автобуса скоростью.
Цель такой ветки:
- Переброска живой силы из Азии в Европу и обратно
- Соединение нескольких линий метро и трамвая
На карте линия метробуса обозначается бежевым цветом.
Остановки и график работы
Все метробусы ходят по одной линии, но с разным количество остановок. В зависимости от времени суток (часа пик) каждый состав заканчивает рейс в разных местах.
Всего остановок 43, но не каждый метробус осиливает все из них.
Глянем на всю линию:
- Sogutlucesme и Beylikduzu – главные конечные
- Zincirlikuyu и Avcilar – промежуточные конечные
Есть составы, которые не ходят полный маршрут, а доезжает до той или иной промежуточной остановки.
До какой остановки следует определенный метробус видно по названию на его лобовом стекле.
Раньше они носили номерно-буквенный знак 34 (самый длинный маршрут), 34G, 34Z в зависимости от названия конечной. Но сейчас перешли просто к названиям конечных станций.
Метробусы ходят круглосуточно. Интервал движения:
- днем 1-2 минуты,
- ночью с 23:00 до 06:00 8 минут
Стоимость и оплата проезда
Сколько стоит проезд на метробусе (как и в Мармарай) зависит от количества остановок:
- 20.23 – 24.53 лиры (смотря сколько станций будет до конечно с вашей точки старта в одну из сторон)
- 26.27 лиры – ночной тариф с 01:00 до 06:00 не зависимо от количества остановок
Перепроверить меня с тарифами можно на официальном сайте.
Оплата производится при проходе через турникет (как и в метро). Прошли и ждем свой метробус на остановке.
Местные жители прикладывают свои Istanbulkart на выходе тоже, чтобы получить копеечный возврат средств. Туристам деньги не вернут, прикладывать нет смысла.
Пересадки с/на Метробус
Вы уже знаете, что каждая пересадка в Стамбуле оплачивается отдельно. Добавим в копилку знаний еще несколько лайфхаков.
Самые популярные пересадки:
- Sogutlucesme – пересадка на Мармарай. Все просто, так как это конечная
- Zincirlikuyu – станция пересадки на ветку метро М2. Тут довольно длинный подземный переход с траволаторами и указателями. О них ниже.
- Mecidiyekoy – станция пересадки на ветку метро М2, М7 и ряд автобусных маршрутов. Следите за указателями.
В случае Zincirlikuyu, которая является последней станцией на европейской стороне Стамбула, применяются такие указатели направлений:
- Aurupa — для тех, кто едет в европейском направлении (в сторону Topkapi)
- Anadolu — это уже через мост в Азию (на конечную Sögütlüçeşme)
Ну а тех, кто зазевался, ждет вход в огромный торговый центр Zorlu.
Что еще следует знать про Метробус?
- У метробуса левосторонне движение (как в Англии), так как платформы для посадки/высадки пассажиров находятся посредине трассы (похожи на трамвайные). От этих принципов отступают, разве что, в районе Босфороского моста.
- Их линии с входами/выходами и пешеходными путями в разных направлениях связывают довольно большие мосты и естокад. Приготовьтесь ходить достаточно много.
- Платформы, лестницы, эскалаторы могут быть довольно узкими. Поэтому пробираться сюда с багажом довольно проблематично.
- В час пик мало того, что составы забиты, так еще и на дорогах могут быть пробки. Хотя, конечно, не сравнимые с простым дорожным движением.
- В салонах сидячие места занимаются в мгновение. А когда на остановке вы видите очередь, которая не хочет проходить в открытые двери, значит это очередь на сидячие места.
- В салонах есть зарядки USB
- Двери открываются все сразу и автоматически. Вход/выход в любые из них.
Коллеги с Метробусами мы разобрались. Впереди еще стамбульские паромы и Мармарай. Не прячьтесь далеко от экранов!
Домашнее задание:
- Сколько стоит поездка в Стамбул?
- Трамвай Т1 — почему он очень важен?
- Гиды по Стамбулу — что нам с того?
Отличного вам визита!
С уважением, Виктор Коровин!
Если вам понравилась статья, поделитесь ей, где считаете нужным!